Всевидящее Око
Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части. Позднее из купольного изображения переходит в изображение, выполненное на иконописной доске, как икона. Изображение проникло из католической иконографии и является неканоничным. Догматическим основанием такого изображения являются слова: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс.32:18).

Старообрядческая икона Всевидящее Око. Урал, XIX век.
В основе иконографии лежит сложная композиция, смысл которой заключается в зримом соотнесении Христа и Солнца, Христа и Света, ибо Христос – Солнце Правды.
В среднике иконы размещены несколько концентрических кругов, заполненных изображениями.
Вверху – своеобразное полукруглое навершие, обрамляющее полуфигурное изображение Саваофа (Бога Отца), благословляющего обеими руками двуперстно. Ниже – Богоматерь в позе Оранты, возносящей моление.
Внешний круг разбивают на четыре части красные треугольники – лучи ромбической «славы», в каждом из которых изображено одно из четырех таинственных крылатых существа Апокалипсиса – бык, орел, лев и ангел. В соответствии с христианской традицией, они являются символами четырех Евангелий и самих святых евангелистов, и поэтому каждый из них держит книгу в золотом переплете. (не слушайте разных чудаков -родноверов, что мол "звери" на иконе, символ- языческих богов).
Круги заполнены изображениями небесных ангельских сил – шестокрыльцев с золотыми крылами, лучами и звездами.
Два центральных круга включают в себя исполненное золотом по золоту поясное изображение благословляющего двуперстно обеими руками Спаса Эммануила и окружающее его алое сияние со странным изображением человеческого лика – с одним носом и устами, но с четырьмя глазами. Сходным образом в иконописи изображались Солнце и Луна, но в этом случае личины имели по два глаза. Четыре широко раскрытых ока на солнечном диске-лике должны были означать божественное всевидение и всеведение, «неусыпаемость» Ока Господня.
В сегментах следующего круга помещены фрагменты человеческого лица — глаза, нос и губы («уста»). Над ним по центральной оси изображена Богоматерь с воздетыми руками (Оранта).
Следующий круг зелёный либо красный, может изображать небо (иногда звездное). За ним — темно-синий либо красный, в нём по бокам и снизу изображаются серафимы, либо ангелы со свитками. Над ним по центральной оси изображается усеченный внизу круг, в котором изображено «Небо небес», в нём написаны серафимы, окружающие Бога Отца (Саваоф) с жестом благословения. От него исходит Святой Дух, спускающийся в виде голубя на голову Богоматери. На иконе встречаются следующие надписи:
Вокруг красного лика: «угль Исаия проявляяй, солнце из Девическия утробы возсия вотме заблудшим благоразумным».
Вокруг зелёного кольца: «Величит душа Моя Господа; и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, яко призрел на смирение Рабы Своя» (Лк. 1: 46-48).
Вокруг синего кольца: «Небо подает царствие Очи Твои на верные земли посюждати их соми херувим славя бога. Небо дает славу богу» (Пс. 49: 6).
Вокруг Саваофа внешнее кольцо с текстом: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф исполнен небо и земля славы твоея»
На внутреннем кольце из Рождесвенской стихиры: «Слава в Вышних Богу, на земли мир» (Рождественская стихира).
В России, етот символ стал широко известен при императоре Павле l. Напомню, что он еще был и глава никонианской церкви, также по совместительству-великий магистр Мальтийского ордена!
(Кстати говоря, для староверцев, Павел не самый плохой царь... 12 марта 1798 года издал указ- разрешающий строительство старообрядческих храмов.Также было придумано- "единоверие")
При Павле, на фасад никонианских церквей, начали лепить пирамиду с глазом, ну а с 19 века, стали и на иконах изображать.

Казанский собор в Питере (1799), наверное все видели.


Десять лет раньше, в 1789 году, символ помещается над заглавием «Декларации прав человека и гражданина» главного документа Великой французской революции.

А еще чуть раньше,в 1782 году, появляется на обратной стороне Большой Печати Соединенных Штатов... ну и на долларе.
У масонов, этот знак называется- "Лучезарная дельта" и символизирует Великого Архитектора Вселенной наблюдающего за трудами вольных каменщиков.

Масонский зал собраний.
Откуда взяли етот символ масоны? Кто ж его знает... поговаривают что от древних египтян... может быть?
Кроме иконы, которая в начале поста, в Православие ни когда не было других изображений и символов.

Да вот, еще один глазик, который за всеми секЁт. Значок сотрудника МУРа. Пирамиду токмо перевернули.