Бог Отец (Саваоф)
Бог Отец (лат. Deus Pater) — в христианстве первая ипостась Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух).
Христианство считает его Творцом мира и человека: «Отец есть предначинательная причина всего существующего». При этом в процессе творения участвовали все ипостаси Троицы: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его - вся сила их» (Пс.32:6). Ириней Лионский называет Слово (Бог Сын) и Дух двумя руками Отца.
Догмат о Боге Отце закреплён в Никео-Цареградском символе веры:
« Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. »
Много писавший о догмате троичности Григорий Богослов даёт следующие характеристики Бога Отца:
-…будем представлять и называть Отца безначальным и началом - началом как Причину, как Источника, как присносущный Свет…
-…Отец безначален, потому что ни от кого иного, даже от Себя самого не заимствовал своё бытие.
-…Дух исходит от Отца: не любопытствуй знать, как исходит.
Греческие богословы считали личность Бога Отца началом единства Троицы[3], давшим другим ипостасям их происхождение: «к Единому возводятся Те, Которые происходят от Него, будучи Тремя по вере…».
Согласно христианскому вероучению, Бог Отец познаётся только через Бога Сына: «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:27).
Савао́ф (ивр. צבאות, цеваот, буквально «(Господь) Воинств») — один из эпитетов Бога в иудейской и христианской традициях. Это имя может означать как «Господь воинств Израилевых», так и «Господь воинств Ангельских». В Ветхом Завете слово Саваоф встречается начиная с Первой книги Царств.
В отличие от других названий Саваоф выдвигает особенно свойство всемогущества, образ которого заимствован от воинства. Название это не встречается в древнейших книгах Библии, но оно часто употребляется у пророков и в псалмах («Господь Саваоф»). Ввиду того, что это название заимствовано от воинства, некоторые видят в Саваофе просто «Бога войны»; но это мнение опровергается уже тем фактом, что название Саваоф совсем ещё не употребляется в то время, когда еврейский народ развивал свою высшую воинственную деятельность (при завоевании Ханаана), и, напротив, часто употребляется в ту эпоху, когда воинственность давно уступила место мирному развитию. Правильнее видеть в этом термине идею Бога как всемогущего Владыки всех сил неба и земли, так как, по библейскому представлению, звезды и другие космические явления — тоже своего рода «воинства», повелитель которых есть Бог, как Иегова Саваоф — «Господь сил» (1Цар.17:45; Пс.23:10, Ис.1:24 и др.).