Зубов Федор Евтихиев (+3.11.1689)
Уроженец г. Соликамска, происходил из семьи коренных усольских жителей, занимавшихся солеваренным промыслом и торговлей солью (Шишонко 1882:160). Родоначальник Зубовых — Иван Зубок (прадед Федора), солепромышленник и владелец деревни Зубковской на р. Усолке (Дмитриев 1889). Дети Ивана Зубка — Дмитрий Иванов, городской голова и Федор (дед иконописца). Сыновья Федора — Первуша и Евтихий (отец иконописца), дьякон соликамской церкви Стефана Пермского (Шишонко 1882:144, 148–149). Дети Евтихия — Осип, Федор, и Кузьма. Согласно переписи 1647 г., три брата Зубовых проживали в доме отца, который остался им по наследству (РГАДА. Ф. 1209. Поместный приказ. № 474. Переписная книга Соликамска 1647 г. Л. 10). В своей челобитной царю 1662 г. Федор Зубов называет себя Соликамским иконником (Забелин 1850:55).
В начале 1650х гг. Федор Зубов переезжает в Великий Устюг. В 1651 г. для устюжской надвратной Всеградской церкви им была написана местная икона “Спас Нерукотворный” (не сохранилась), на которой была подпись: “Сей святый Нерукотворный образ господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа написан по вере всех православных христиан на моление и на спасение и на утверждение граду сему лета 7160 году месяца сентября в 16 день, а писал многогрешный и недостойный в человецех Оусолья Камскаго Федор Евтихиев сын Зубов”. Имела размер: 2 арш. 3 четв. на 1 арш. 14 вер. [196Ѕ134 см. Таким образом, икона была написана в размер другой иконы на тот же сюжет, которая находилась в том же храме и считалась чудотворной иконой письма иеромонаха Серапиона 1447 г. См. Серапион.] (Попов 1874; Степановский 1890). В документах к. XVII в. упоминается также икона “Пресвятые Троицы, работа Федора Евтифеева”, находившаяся в Великом Устюге (Белоброва 1974:174).
Неясно, когда Федор Зубов впервые был вызван в Москву. Согласно челобитной его сыновей, написанной сразу после смерти мастера в 1689 г., Федор Зубов служил царям Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу “лет сорок и больше в Оружейной палате в иконописцах” (см. ниже). Отсюда следует, что впервые на государеву службу иконописец привлекался не позднее 1645 г. В царской грамоте ярославскому воеводе Василию Унковскому от 10 февраля 1660 г. говорится, что Зубов был у государевых иконописных дел до мора [1654 г.] (Забелин 1850:37). Однако почемуто его имя не упоминается в известных опубликованных документах.
В июне 1657 г. Зубов был у стенописи Архангельского собора в Московском Кремле (Стлб. 101 165/166 г.) (Успенский 1910:104). Затем, повидимому, он вернулся в Устюг, и, как свидетельствует грамота Унковскому, в дальнейшем уклонялся от вызовов в Москву, “живет по городам в хоронах” (Забелин 1850:37).
После случившегося в АнтониевоСийском монастыре на Двине в 1659 г. пожара ее настоятель бил челом царю о присылке для написания икон иконописца Федора Зубова. Содержание челобитной изложено в царской грамоте от 30 марта 1660 г.: “…А иконных мастеров в монастыре у них нет, и на Двине нанять некого, а есть де иконописец на Устюге Федор Усолец и без нашего де великого государя указу ехати к ним в Сийский монастырь для иконного письма не смеет; и нам бы великому государю пожаловати его игумена с братиею, велети б того мастера Федора, где его могут сыскать взять его в монастырь для иконного письма, а они ему за работу деньги платят, а покамест он Федор в них в монастыре иконы пишет не велети б его Федора к нашему делу спрашивать, и велети б о том дать нашу великого государя грамоту, и по городам воеводам нашим и диаконам и всяким приказным людем, где Сийского монастыря старцы и слуги того иконника Федора Усольца найдут, и ему Федору вольно к ним в монастырь для иконного письма ехать и давать ему за труды его могарец. А как отделается и его из монастыря отпустить…” (Макарий 1878. См. также: Брюсова 1985).
Однако еще ранее, 15 января 1660 г., царь распорядился довершить роспись Архангельского собора, для чего вызвать иконописцев изо всех городов. Из Устюга Великого вызывались “Федор Евтифеев с товарыщи да брат его” (Забелин 1850:27). Судя по формулировке, Федор Зубов — ведущий иконописец среди устюжан.
Хотя иконописцев предполагалось собрать к 1 апреля, уже 10 февраля 1660 г. царь пишет грамоту ярославскому воеводе Унковскому о присылке Зубова, в которой говорилось: “В прошлых годех до морового поветрия был у наших иконописных дел иконописец из Устюга Великого Федор Евтихиев, а ныне он, Федор, от наших иконописных дел бегает, живет по городам в хоронах. И ныне ведомо нам, Великому Государю, про него, Федора, учинилось, что он, Федор, живет в Ярославле у гостя нашего у Аникея Скрыпина. И как к вам ся наша, Великого Государя, грамота придет и выб тотчас иконописца Федора Евтифеева, взяв в Ярославле у гостя нашего Аникея Скрипина и дав ему подводы, прислали к нам, Великому Государю, нарочно с приставом, не дожидаясь о том к себе иного нашего, Великого Государя, указу. А которого числа и с кем имянем иконописца Федора Евтифеева к нам, Великому Государю, пошлете, и вы б о том отписали, а отписку велели подать, и приставу с иконописцем Федором явитца в оружейном приказе окольничему и оружейничему нашему Богдану Матвеевичу Хитрово да дьяку Богдану Арефьеву. А то гостю нашему Аникею Скрипину сказали, будет он того иконника Федора у себя укроет и вам про него не скажет, а от себя куды его упустит, а нам, Великому Государю, про него будет ведомо, и ему Аникею за то наш, Великого Государя, указ будет вскоре; да и на Устюг Великий к воеводе наш, Великого Государя, указ об нем Федоре послан же” (Забелин 1850:37).
Просьба игумена АнтониевоСийского монастыря не была исполнена, и иконы для него были написаны, как это следует из вкладной книги монастыря, Богданом Зотиковым. Тем не менее в в монастыре находилась икона “Иоанн Предтеча”, содержащая подпись художника (см. список сохранившихся произведений). В Сийском иконописном подлиннике сохранились прориси с икон, которые сопровождаются надписями о принадлежности их Федору Зубову. Так, например, изображение Иоанна Богослова на л. 246 и Иоанна Предтечи на л. 245 сопровождается надписями: “Государев изуграф Федор Евтихиев, государев иконник”, а на л. 418 помещен снимок с иконы Одигитрии, писанной Зубовым (Успенский 1910:110). Однако этого недостаточно, чтобы утверждать, что Федор Зубов работал в монастыре. (К. Н.)
В ответ на царское требование выслать Федора Зубова из Ярославля в Москву Аника Скрыпин рассказывает об обстоятельствах найма иконописца: “В прошлом… 167 году в Ярославле волею Божиею выгорела каменная церковь твоего Государева богомолья Покрова Пресвятыя Богородицы, иконы местные и царские двери и деисус и все церковные иконы в ней пригорели. И в нынешнем Государь во 168 году в Генваре месяце нанял я, холоп твой, у Соли Вычегоцкой иконописца Федора Евтифеева писать иконы в тое церковь… и денги ему наперед дал не малые, чем ему от Соли подняться и долги свои заплатить; и привез я того иконописца с женою и с детьми от Соли Вычегоцкой в Ярославль на своих подводах”. Аника Скрыпин просит царя оставить иконописца в Ярославле, пока тот не напишет церковные иконы (Забелин 1850:37–38).
Царь разрешил оставить иконописца до окончания работ в Покровской церкви. Ярославский воевода Унковский попытался всетаки отослать Федора Зубова в Москву, что вызвало жалобу царю со стороны брата Аники — Вонифатия Скрыпина и подтверждение царского указа в апреле 1660 г. (Там же:30–32, 38–39).
После этого сведения о Федоре Зубове отсутствуют на протяжении двух с лишним лет. Что он делал в Ярославле помимо написания икон для Покровской церкви — неизвестно. Только 20 августа 1662 г. Федор Зубов прибыл в Москву. Царь приказал ему написать местную икону с изображением святых, соименных членам царской семьи (Алексея Митрополита, Алексея Человека Божия, Федора Стратилата, Марии Египетской и других) в молении Господу Саваофу. Об этом мы узнаем из челобитной иконописца царю, в которой он жалуется на свое тяжелое положение: “…твоим Государевым денежным и хлебным кормовым жалованьем во оклад не поверстан и корму мне недано; и ныне я бедный разорен, живу в Москве за поруками, и в нынешнее время голодною смертью помираю с женишкою и с детишками и обдолжал в конец” (Забелин 1850:49–50). 1 декабря того же года Федор Зубов вошел в число пяти жалованных царских мастеров с содержанием “против Федора Козлова и Ивана Леонтьева”, то есть в год по 12 руб. и овса по 30 четв. и “поденного корму” по 21 алт. в день (Стлб. № 102 171 г.). В это время Зубов был женат и имел детей.
Вместе с Ушаковым, Резанцем, Леонтьевым и Козловым в 171, т. е. в 1663 г., был “с рукоделием у руки” государя и подносил икону Богоматери, с ними же в Успенском соборе “писал с полуденной стороны над дверьми Спасов образ, архангелов и святителей”, в Благовещенском соборе чинил большой деисус, писал икону Богоматери для отсылки на Дон и чертеж, “что в Семеновском государева смотру” (Стлб. 172 г. № 535); был у письма икон на дворе боярина Никиты Ивановича Романова.
11 августа 1663 г. Зубову “для его бедности” было дано в приказ 5 руб. (Стлб. № 514 171 г.).
В 1664 г. Федор Евтихиев был у письма икон для иконостаса в церковь преп.муч. Евдокии, во дворце (Стлб. № 326 172 г.). (Успенский 1910: 104-105).
3 марта 1664 г. Федор Зубов купил на Печатном дворе Библию (М., 1663). (Луппов С.П. Читатели изданий Московской типографии в середине XVII в. Публикация документов и исследование. Л., 1983. С. 138).
В 1665 г., “по указу великаго государя, написал… на кипарисной цке ангела — сына… государева благовернаго… царевича и в. кн. Семиона Алексеевича… — священномуч. Семиона, иже в Персиде” (Оп. 32. № 1427 174 г.; столбец). [См. список сохранившихся произведений - Ред.]
В октябре 1665 г. вместе с Симоном Ушаковым и другими иконописцами был у письма семи икон с изображениями недельных дней из треоди цветной, “что в которую неделю и как бывает празднество” (Стлб. № 1438 174 г. по Оп. 32).
В декабре того же года писал стол для царицы Марьи Ильичны (Оп. 34. № 954 174 г. Л. 15).
В 1666 г. “писал перила” (что ставятся к действу нового лета) и стенопись в Архангельском соборе; вместе с Ушаковым, Козловым и Филатовым был у “разбора” (т. е. определения пригодности) иконописцев, присланных из разных городов к стенному письму в Архангельском соборе, написал икону БогоматериОдигитрии.
18 октября того же года получил “в приказ” “тафту добрую” за написанную в 1665 г. икону св. Семиона, иже в Персиде (Стлб. № 64 175 г.).
11 декабря 1666 г. окольничий и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово “приказал иконописцу Федору Зубову за его иконное воображение и за многую работу прибавить государева жалованья денег и хлеба и учинить против иконописцаж Степана Резанца”. С этого времени Зубов стал получать в год по 15 руб., 20 четв. и столько же овса и “поденнаго” корма “по 2 алтына в день” (Стлб. № 109 175 г.) (Успенский 1910:104–105).
В 1666 г. Федор Зубов вместе с Симоном Ушаковым, Федором Рязанцем и другими иконописцами и знаменщиками просит жалованья, напоминая о работах: писали у царя переднюю и сени стенным письмом, написали в церковь муч. Екатерины, что у царицы на сенях, полный иконостас: деисус, праздники, пророки и праотцы (Забелин 1850:56). В том же году расписывает перила (Забелин 1850:74).
В 1666 г. была написана икона для церкви Рождества на Пахре (Шереметев 1879).
В 1666–1667 гг. пишет стенное письмо в Оружейной палате (Викторов 1883:439).
В марте 1667 г. Федор Евт. Зубов расписывал колымагу для царицы Марии Ильичны (Стлб. № 300 175 г.); в том же году на двух образных цках писал “бывшаго Нектария архиепископа”, был у стенного письма в церкви Пречистой Богородицы Гребневской, расписывал “перила, столбы и маковицы, которые ставятся в новое лето” (Оп. 34. № 955 175 г.), “писал в тафтяную церковь иконное воображение” (Стлб. № 225 176 г.) (Успенский 1910).
В том же году написал икону Богоматери Одигитрии (Стлб. 175 г. № 631) (Успенский 1913–1916. Т. 1:78).
Осенью 1667 г. Федор Зубов знаменил и красками “разцвечивал” лицевую книгу — Житие св. Василия Новаго (Стлб. № 174 176 г.).
20 апреля 1668 г. боярин и оружейничий Богдан Матвеевич Хитрово приказал “Миките Павловцу и Федору Зубову, для мастерства, и что они пишут воображение святых лиц мелким письмом, учинил… оклады равны денег по 18 руб. хлеба по 2 алтына на день” (Стлб. № 24 176 г.).
В июле 1668 г. Федору Зубову дано место для постройки двора около “большого английскаго государева двора” (Стлб. № 1493 176 г. по Оп. 32) и пожаловано 30 руб. на дворовое строение. При этом указано, что “иным то не в образец для того, что он мастер доброй в иконном художестве” (Успенский 1910:105; Успенский 1913–1916. Т. 1:309). В 1675 г. двор его находился в Белом городе, меж Покровки и Мясницкой улицы, за Ильинскими вороты (Забелин 1894. Вып. 1:122).
В том же году Федор Зубов вместе с другими иконописцами “писал” “Благоверной государыне царице”, вероятно, в хоромы (Стлб. 176 г. № 760) (Успенский 1913–1916. Т. 1:84).
5 декабря 1668 г. Симон Ушаков, Федор Евтифьев и Иван Филатов получили “государева жалования, в приказ с Казенного двора по осьми аршин камки индейской и по четыре аршина сукна аглинскаго человеку, для того, — писали они в церкви архистратига Михаила стенное письмо” (Забелин 1850:104).
В 1669 г. Федор Зубов написал две иконы: Св. Николай и Андрей Первозванный, которые в к. XIX в. находились в иконостасе собора Чудова монастыря. На обеих были одинаковые надписи: “Лета 7177 (1669) писал Феодор Евтихиев”. [Отзыв И. Е. Забелина и Владимира Сизова о реставрации иконостасных икон от 24 мая 1894 г. — РГАДА. Ф. 1207 (Чудов монастырь). Ед. хр. 871. Л. 6–7. Из них дошла до нас вторая из них. — Ред.]
Летом 1669 г. Федор Евтихиев Зубов вместе с другими иконописцами писал два знамени по тафтам в Стрелецкий приказ, на одном знамени “Спасов образ Нерукотвореннаго, на другом знамени Михаила архангела” (Стлб. № 28 180 г.).
В июне 1670 г. Зубов писал икону тезоименитого вел. князю Федору Алеексеевичу “великомученика Федора — Божий дар”, с изображением на этой иконе “Духа Святого во образе голубя, в семи лучах седмь даров” (Стлб. № 449 178 г.).
В 1671 г. Зубов писал складни на трех цках, с изображением Спасова образа Вседержителя, Ильи пророка стоящего, Сергия чудотворца, Варлаама Хутынского; другой складень с изображением — “крестнаго воображения без распятия, образа Николая чудотворца и Варлаама Футынскаго”; на третьем складне “Спасов образ да Пречистые Богородицы, Иванна Предтечи, на притворах Сергия да Варламия чудотворца” (Стлб. № 1567 179 г. по Оп. № 32) (Успенский 1910:105).
В 1672 г. по заказу Улиты Скрипиной им была написана икона Илья Пророк в пустыне, находившаяся в церкви Ильи Пророка в Ярославле (см. список сохранившихся произведений).
В 1673 г. вместе с Никитою Павловцем Федор Евтихиев написал две иконы Живоносный Источник — государю в хоромы (Оп. 34. № 957 181 г.); он же “с товарищи” написал знамя с изображением Покрова Пресвятой Богородицы (Стлб. № 1600 181 г. по Оп. № 32) (Успенский 1910).
20 июня 1673 г. жалованные иконописцы, в том числе Федор Зубов, просили об освобождении их в летнее время в ночных и дневных караулах, касательно объезда от огня (Забелин 1894. Вып. 3:115).
В январе 1674 г. вместе с другими жалованными иконописцами свидетельствовал ученика Ивана Масюкова.
В 1674 г. подписывает роспись иконописцев, реставрировавших иконы из церкви преп.муч. Евдокии во дворце (Стлб. № 54 183 г.); написал икону (на кипарисной доске) “государских тезоименитых ангелов, а которых по прозванию, и то записано в приказной верховой книге именно у подъячего Федора Волкова” (Стлб. № 64 183 г.).
В декабре вместе с Зиновьевым и Рожковым и Ильиным написал “к празднику к Богоявленьеву дню на Иердань на забранные углы апостолов Матвея, Марка, Луку и Иоанна Богослова на цках с оба лица” (Стлб. № 161 183 г.).
14 сентября 1677 г. Федору Евтихиеву Зубову было выдано из Печатнаго приказа 3 руб. “от знамени Евангелиста Иоанна да от Распятия малой цки, книга Евангелия напрестольное в переплете по обрезу золотом” (Успенский 1910:106).
Четвероевангелие писалось по приказу царя Федора Алексеевича, отданному в июле 1677 г. Руководил работой Федор Зубов. Вместе с ним работали: Сергей Рожков, Павел Никитин, Федор Юрьев, Иван Максимов, его сын Максим Иванов и Макар Осташковец (Потапов). Дневное жалованье: Ивану Максимову - 6 алт., Павлу Никитину - 5 алт., Федору Зубову, Федору Юрьеву и Макару Осташкову - 4 алт., Максиму Иванову - 2 алт. (РГАДА. Ф. 159. Оп. 2. Д. 1725. Л. 2-53). Работу велено было закончить к 1-му или 22-му октября (Ред.).
В 1677 г. Федор Зубов “писал в соборную церковь архистратига Божия Михаила на большой цке деревянной к государским гробам образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, к тому Спасову образу молящие(ся) в царских коронах блаженныя памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии да блаженныяж памяти великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец” (Оп. 34. № 959. Л. 415об) ( Викторов 18832; Успенский 1910:106–107). Портрет в 1894 г. был передан из Архангельского собора в Исторический музей, где хранился в Отделе древнерусской живописи под № 29174, ИVIII 3810. Изначальная живопись на нем почти не сохранилась под слоями записей XVIII и XIX вв. (Овчинникова 1955; Горматюк 2002).
В 1677 г. пишет иконы для церкви Троицы в подмосковном селе Ознобишине по заказу владельца села Б. М. Хитрово (Успенский 1913–1916. Т. 1:102. См. список сохранившихся произведений). В 1676 г. (?) знаменит иконы для иконостаса собора ТроицеСыпанова монастыря в Нерехте, которые затем были написаны костромскими иконописцами под руководством Гурия Никитина на дворе князя Н. И. Одоевского (Титов 1909). [Неизвестно, на каком основании М. Диев, известный костромской историк, утверждает, что иконы были вложены в монастырь Алексеем Михайловичем в 1670 г. (Диев 1900).] В том же году им была написана икона Богоматери, находившаяся в XIX веке в Успенском женском монастыре в Холмогорах и имевшая подпись: “Лета 7185 царского величества изограф Федор Евтихиев сын писал сей образ по душе своей” (Фирсов 1911) (Архив ИИМК. Ф. 21. Л. 205) (Овсянников 1992/1:59).
В 1678 г. Зубов стоит во главе иконописцев, писавших иконы праотцев в церковь преп.муч. Евдокии, во дворце (Стлб. 186 г. № 8. Ср. Оп. 34. № 959. Л. 380).
“В поднос великому государю в неделю святой Пасхи” того же года он написал икону Кипрской Богоматери, писал лицевое Евангелие в Посольском приказе и вместе с Симоном Ушаковым писал “в Евдокиинскую церковь местные образы, и деисус, и пророки, и праздники” (Стлб. 186 г. № 515. Ср. стлб. 186 г. № 247) (Успенский 1910:106).
В марте 1678 г. вместе с Иваном Филатовым Зубов, по приказанию царевны Ирины Михайловны, писал красками и серебром в Евангелии “заставицы, Евангелистов и слова красныя” (Оп. 34. № 959. Л. 296об) (Успенский 1910:284).
В 1678 г. царский иконописец Леонтий Чулков расписывал иконостас в соборе Донского монастыря, возможно, для одного из приделов: царские двери, сень над ними, южные и северные двери, столбы и клиросы. Федор Евтихиев Зубов покрывал золотом эту живопись (Забелин 1893:17).
В октябре 1678 г. написал к Иоанну Белгородскому, что в Верху, на одной стороне от правого крылоса апостольские проповеди по полотну. Тогда же он писал южные и северные двери в церковь Евдокии, написал заново образ местный Страстной Богородицы, который взят из Казанского собора на починку. В ноябре написал к образу Спаса Нерукотворного чудеса, 20 мест, в Спасскую церковь. В декабре — к Иоанну Белгородскому местные образы. В июне 1679 г. писал с товарищами в ту же церковь 24 иконы апостольских с проповедями. В июле золотил 4 иконы в Донском монастыре (Забелин 1894. Вып. 3:167, 168, 173, 174). [Некоторые из этих работ А. И. Успенский относит к весне 1680 г. См.: Успенский 1910:107. — Ред.]
В феврале 1679 г. Федору Евтифиеву с товарищами велено написать местные образы, и деисус, и праздники в церковь Иоанна Белоградского, что в Верху. Местные 4 образа: Богородицы, Спаса, Федора Стратилата, страсти Иоанна Белогорского. Размеры: 2 арш. без чети на 3 чети арш. Они же писали северную и южную двери (Забелин 1894. Вып. 3:169).
На дверях написали архидьякона Стефана да архангела Михаила. (РГАДА. Ф. 396, Оп. 1. № 17960. Л. 1) (Б.Т.).
В 1679 г. Зубов писал в своей челобитной царю: “Работаю я, холоп твой, тебе, великому государю, многие годы, а жалованья мне 18 рублев, а иконописцу Симону Ушакову 30 рублев. Милосердный государь… пожалуй меня за прежнюю мою многую работишку… прибавкою к прежнему… жалованию к 18 рублям”. С 18 августа 1679 г. Зубов стал получать по 24 руб. в год (Стлб. 187 г. № 90).
5 марта 1679 г. Зубову дали 1 руб. “от ознаменки заставицы Воскресения Христова с лицы”.
В том же году Федор Евтихиев “чинил и изолифил три иконы местные большие — Отечество, Да молчит всяка плоть, Похвалы Пресвятыя Богородицы, со святыми, — в церковь Похвалы ж Пресвятыя Богородицы, что на новом Потешном дворе” (Стлб. 187 г. № 855).
В сентябре 1679 г. Зубов “гульфарбил около Господа Саваофа в силах в алтаре церкви Спасова Нерукотвореннаго образа, во дворце”. Здесь же реставрировал на стене Страшный Суд (Оп. 34. № 962. Л. 349об и 351).
В конце 1679 г. Зубов был во главе иконописцев, писавших иконы в церковь преп. Иоасафа царевича в с. Измайлово (Стлб. 188 г. № 11).
Он же пишет “образ Спасовов да образ Пресвятыя Богородицы, да образ Логина Сотника, да образ великомученика Федора Стратилата в собор архангела Михаила” (Успенский 1910:106).
В 1679 г. жалованный иконописец Федор Евтихиев с товарищами написал в Сретенский собор Московского Кремля на больших широких полотнах апостольские проповеди [срв. Успенский 1910:107, где та же работа датирована весною 1680 г. — Ред.
По документам, 24 такие иконы были написаны в июне 1679 г. См РГАДА. Ф. 369. Оп. 1. № 18169. Л. 1. – Б.Т. ],
и в иконостас 3 местные иконы: Сретение, св. Николая и Федора Стратилата, на что было куплено сусального золота 1000 листов на 7 руб. Сретение было писано на золоте, с чернью, в XVIII в. стояло справа от царских врат, в н. XX в. находилось в ряду местных икон Спасоборского собора. Никола был представлен в рост, над ним Спас Нерукотворный. После того как в 1801 г. Сретенский собор был разобран, икона была передана в храм Спаса на Бору. На иконе Федора Стратилата святой был изображен в рост, в молении Спасу в облаках. Икона сгорела в пожар 1737 г. (Извеков 1916:3).
В 1679–1680 гг. участвует в работах по реставрации иконостаса Архангельского собора Московского Кремля. По мнению В. Г. Брюсовой, им было заново написано несколько икон (Брюсова 1976:98–103).
В феврале 1680 г. Зубов писал в Спасской церкви, что у великого государя в Верху, “в свитках подписи”.
В мае вместе с другими писал местные иконы в церковь Всех Святых в с. Измайлове.
Весною же 1680 г. Зубов “с товарищи” пишет иконостас и на больших широких полотнах апостольские проповеди в Сретенский собор, во дворце (Оп. 34. № 962. Л. 613; стлб. 188 г. № 78). [Срв. Извеков 1906:4, где та же работа датирована 1679 г. — Ред.]
Он же писал иконы в церковь Всех Святых в с. Измайлове (Стлб. 188 г. № 78), южные и северные двери в церковь преп.муч. Евдокии, во дворце, написал “к Спасову образу Нерукотворенному чудеса — 20 мест к великому государю вверх в Спасскую церковь”, писал “с товарищами” деисусы и праздники в церковь Иоанна Белоградского, что у великого государя в Верху, и сюда же четыре местные иконы — Пресвятой Богородицы, Федора Стратилата, Спасов образ и страсти Иоанна Белоградского, а также северную и южную двери (Там же).
Вместе с другими икописцами Зубов “празеленью прикрыл ставни в окнах, что на новом Потешном дворе в палатах, а суриком прописывал печи, что в государевом новом саду в палатах, которыя сделаны вновь” (Стлб. 188 г. № 78), олифил сундук большой деревянный в хоромы к великому государю (Там же). [Некоторые из этих работ И. Е. Забелин относит к 1678 г. См. Забелин 1894. Вып. 3:167, 168, 173, 174. — Ред.]
Летом 1680 г. Федор Евтихиев Зубов был у стенного письма в Успенском соборе (Стлб. 188 г. № 1021).
В одной своей челобитной царю Зубов говорит, — между прочим: “Работаю я, холоп твой, у твоих, великаго государя, иконописных дел безпрестанно денно и ночно, а жалованием против своей братии оскужен” (Стлб. 188 г. № 251).
В том же 1680 г. Зубов был у письма икон для иконостаса в придворныя церкви — Успенскую и Сретенскую (Оп. 34. № 962. Л. 643) (Успенский 1910:107). Для Успенской церкви Федор Евтихиев с товарищами писал кроме икон на полотнах апостольские проповеди (Извеков 1916:44).
На иконе Покрова Богородицы в Покровском соборе с. Измайлова имеется надпись на обороте, искаженная при реставрации иконы иконописцем Чириковым: “Лета 7188 писал сей образ Федор Еутихиев с товарыщи” (Успенский 1902/2:82. Описание иконы см.: Успенский 1910:110–111).
В это время он был уже очень стар. Летом 1681 г. к нему определили было в ученики Иосифа Петрова, но “Федор Евтихиев сказал, что он старостию учить не может” (Стлб. 189 г. № 450).
В 1682 г. Зубов составляет роспись, “что надобно жалованным иконописцам на образ Пресвятыя Богородицы да Иоанна Богослова, которые велено (было) написать на цках, в предстоянии — посторонь Распятия Господня, в Архангелький собор, что над пророческими иконами” (Стлб. 190 г. № 508).
Не смотря на свою старость, Зубов в 1682 г. принял к себе в ученики Ивана Аникиева (Стлб. 191 г. № 189), Ермила Григорьева, Григория Петрова (Стлб. 191 г. № 90) и Трифона Кириллова (с 19 дек. 1681 г. Оп. 34. № 962. Л. 206).
В том же году он принимал участие в “починке” местных икон Рождества Богородицы и Владимирской Богоматери в СаввиноСторожевский монастырь и в письме государских ангелов и Спасова образа, “что у великих государей на сенях, у Благовещения, и (в письме икон) в монастырь к Донской Богородице и в собор архистратига Божия Михаила и Распятия, и образа Богородицы, и Иоанна Богослова” (Стлб. 191 г. № 325).
Расписывал шесть луков (Стлб. 191 г. № 819).
Писал иконы в Новодевичьем монастыре (Стлб. 191 г. № 692).
9 июня 1684 г. Федор Евтихиев Зубов осматривал ветхости в иконном письме в церквах с. Коломенского (Стлб. 192 г. № 757).
В том же году осматривал церковь Всех Святых в с. Измайлове и давал свои заключения о починке здесь икон (Там же).
Принимал участие в письме икон в церковь апп. Петра и Павла, во дворце (Стлб. 192 г. № 901).
Написал для царицы Натальи Кирилловны две небольшие иконы (размер каждой из них — 4 вер. “длина” и “ширина по размеру”) Богоматери, из них одна — Неопалимая купина (Стлб. 193 г. № 297).
В 1685 г. Зубов стоит во главе жалованных иконописцев, реставрировавших 86 икон (20 праотеческих, размером 3 арш. х 1 арш. 2 вер., 21 деисус того же размера, 23 праотеческих — 2 арш. 2 1/2 вер. х 1 арш. 1/2 вер. и 22 праздничных — 1 1/2 арш. х 1 арш. 1 1/2 вер.) из иконостаса Смоленского собора Новодевичьего монастыря (“чинил” иконы “заново, снимал старую олифу и олифил вновь”) (Стлб. 193 г. № 72, 806).
Работа эта начата была в Оружейной палате, куда были привезены из монастыря иконы еще 15 сентября 1684 г., и была закончена к 23 июля 1685 г., когда они были отвезены на место (Там же).
К Пасхе — в поднос государям Зубов “с товарыщи” написал пять икон “различными чины” (Стлб. 193 г. № 666).
Согласно повелению царей Зубов “с товарыщи и ученики” — с 30 июня писал в Смоленский же собор Новодевичьего монастыря в два придела апостола Прохора и мученицы Софии — 10 местных икон, 16 праздничных, две иконы Спасителя, 12 икон деисусных, двое царских дверей “с столбцами и коронами”, две северные и две южные двери (Стлб. 193 г. № 879 и 828) (Успенский 1910:108).
Из жалованных иконописцев под руководством Зубова писали в названные приделы: Сергей Рожков, Федор Нянин и Никифор Бовыкин, который получил 11 июля 1685 г. в Оружейной палате 50 листов серебра сусального. Видимо, в это же время здесь работали ученики Зубова — Иван Аникеев, Ермил Григорьев, Трифон Кириллов. 13 октября 1685 г. работы по написанию икон еще не окончены, так как в этот день были отпущены в Новодевичий монастырь в придел мученицы Софии краски для письма.
В Софийский придел написаны были иконы: в местный ряд: Спас Вседержитель, Богоматерь Смоленская, София, Феодосия, южные двери — архидиакон Стефан, северные двери — архидиакон Авив, царские врата; праздничный ряд: Рождество Богоматери, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление, Троица, Преображение, Воскресение, Распятие; деисусный ряд: средник (Христос, Богоматерь и Иоанн Предтеча), архангел Михаил, архангел Гавриил, апостолы Павел, Петр, Иоанн Богослов, Андрей (Цюрик 1968:134)
В том же соборе иконы Страстей Христовых были написаны кормовыми и жалованными иконописцами, также под руководством Зубова (Стлб. 193 г. № 828) (Успенский 1910:108).
Иконы писали: жалованный иконописец Илья Филиппов, кормовые иконописцы 1й статьи Петр Федоров, Козьма Яковлев, Иван Федоров, Ларион Иванов, Федор Абросимов, иконописцы 2й статьи Автоном Иванов, Афанасий Козьмин, Матвей Козьмин, Тимофей Кириллов, иконописцы 3й статьи Иван Иванов, Дмитрий Михайлов, Максим Федоров. Из цикла “Страстей” были написаны следующие сюжеты: Моление о чаше, Предательство Иуды, Христос перед Каиафой, Христос перед Пилатом, Христос перед Иродом, Избиение Христа, Бичевание Христа, Возложение тернового венка, Пилат омывает руки, Христос перед народом, Несение креста, Снятие с креста, Положение во гроб, Воскресение (Цюрик 1968:134).
Зубов же вместе с некоторыми другими иконописцами реставрировал иконы Спасителя и апостолов в Рождественский собор, во дворце (Стлб. 193 г. № 847).
Написал икону мученицы Софии в царские хоромы (Стлб. 193 г. № 985).
В июле 1685 г. Зубов “с товарищами” писал иконы Страстей Христовых в Смоленский собор Новодевичьего монастыря (Стлб. 194 г. № 194).
В сентябре того же года Федор Евтихиев писал “образ (в вышину 3/4 арш., в ширину 1/2 арш.) Пресвятыя Богородицы тем переводом, что в Никитском монастыре с чудотворныя список” (Стлб. 194 г. № 13, 107, 108).
В 1685 г. “велено” было “в Вознесенском девичье монастыре в церкви Михаила Малеина да в приделе святого Федора, иже в Пергии, царския, северныя и южныя двери, местныя, праздничныя, пророческия, праотеческия иконы починить, а которые ветхи, написать вновь из Оружейныя палаты”.
В Вознесенский монастырь “досматривать” иконы послан был Зубов и некоторые другие иконописцы. “А по досмотру… иконописцев Федора Евтифеева с товарыщи — в Вознесенском девичьем монастыре в церкви Михаила Малеина да в приделе святого Феодора царския, северныя и южныя двери да 49 икон починить, 31 икону, да киот написать вновь, 62 херувима, тож число столбиков позолотить и посеребрить на гульфарбу, три тябла написать зеленым аспидом, 5 свечей восковых местных росписать красками” (Стлб. 194 г. № 161).
20 сентября 1687 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи “велели в церкви Спаса Нерукотворенного образа, что над Куретными вороты, внутри выгрунтовать белилами, да в той же церкви иконостаса на трех цках написать местныя иконы на золоте Спаса Нерукотвореннаго, Богородицы Владимирския и Иоанна Предтечи”. Работа эта была исполнена при ближайшем участии и под руководством Федора Евтихиева Зубова, который составлял и необходимую для нее смету (Стлб. 196 г. № 42) (Успенский 1910:107–108).
Летом 1688 г. Зубов был занят, главным образом, составлением смет на различные работы:
— на материалы для написания иконостаса в собор Петровского монастыря (вместе с Михаилом Милютиным);
— на письмо икон в хоромы царевен (Успенский 1910:109) (предполагалось написать для Татьяны Михайловны — большой образ Спаса на престоле, для Евдокии Алексеевны — Богоматерь Донскую и на полотнах живописно Сошествие Святого Духа, для Марфы Алексеевны — двенадцать праздников на двенадцати штилистовых досках);
— на работы в дворцовой Екатерининской церкви;
— на починку иконостаса в церкви Спаса на Бору (Успенский 1913–1916. Т. 1:282–283; Успенский 1910:109).
Этим же годом датируется и подписная икона мастера Рождество Богородицы, происходящая из одного из московских храмов (см. список сохранившихся произведений).
В феврале 1689 г. Федор Евтихиев получил из Оружейной палаты 10 руб. “на пожарное раззорение”, так как он “погорел и раззорился без остатку” (Стлб. 197 г. № 273).
3 ноября 1689 г. Федор Евтихиев Зубов скончался.
До 6 числа того же месяца царям Иоанну и Петру Алексеевичам подана была следующая челобитная: “Бьют челом бедные и безпомощные сироты ваши — Оружейныя палаты иконописца Федора Евтифеева сына Зубова детишка его Ивашко да Алешка Зубовы. Отец наш служил деду вашему, великих государей, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа России и отцу вашему, великих государей, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержцу и брату вашему великих государей, блаженныя памяти великому государю царю и великому князю Федору Алексеевичу… и вам великим государям — лет сорок и больше в Оружейной палате в иконописцах у всяких ваших государских и иконописных и у знаменных и у стенных дел и за всех товарищев своих всякия иконописныя и стенныя дела знаменил. И в нынешнем, государи, во 198 году ноября в 3 день, волею Божиею, отца нашего не стало; а мы, сироты ваши, остались с матерью своею со вдовою Акилиною да с двумя сестрами в малых лет; а мастерству отца своего мы, сироты ваши, поучились небольшое; а кроме того, мастерства нам, сиротам вашим, с матерью своею и с сестрами прокормиться нечем. Милосердые великие государи… пожалуйте нас, сирот своих, — велите нам быть Оружейныя палаты в учениках; а доучиться тому мастерству отдать нас, сирот ваших, кому вы, государи, укажете, и учинить нам за многую службу отца нашего с его окладу для нашего сиротства и малых лет ученический корм, как вам, великим государям, милосердый Бог известит, чтоб нам, сиротам вашим, с матерью своею и сестрами голодною смертью не помереть”.
6 ноября Иван и Алексей Зубовы отданы были в иконописные ученики к Тихону Иванову Филатьеву, с содержанием по шести денег на день.
У Тихона Иванова, впрочем, они учились недолго и в январе 1690 г. в своей челобитной царям писали: “в нынешнем во 198 году, волею Божиею, отца нашего не стало, а мы после его остались в малых летах, иконнаго художества не учились; а по вашему, великих государей, указу, велено быть в научении иконного письма у иконописца Тихона Иванова; а нам, государи, в дальнее разстояние для одиночества домового отлучитись невозможно, потому что после отца нашего в дому слуг и работников никого не осталось. Милосердые великие государи… пожалуйте нас… велите нам быть в научении у иконнаго мастера у Егора Зиновьева, потому что и отец наш, отходя сего света, о нас приказывал и бил челом ему Егору; а живет он Егор с нами в ближнем соседстве”.
Просьба сыновей Федора Евтихиева Зубова была уважена, и 29 января они были “взяты у Тихона Иванова и отданы в учение иконнаго художества Егору Терентьеву”, которому при этом вменено было в обязанность “учить их прилежно” (Стлб. 198 г. № 183) (Успенский 1910:109–110).
Имя Федора Зубова постоянно упоминается в разнообразных документах Оружейной палаты за все годы его работы в ее иконописной мастерской. Судя по характеру этих упоминаний, Зубов обычно выполнял роль организатора крупных по объему работ, в которых было занято большое количество мастеров. Помимо этого, очевидно, Зубов ценился в Оружейной палате прежде всего как знаменщик, на что указывают в своей челобитной 1689 г. его дети (см. выше). Коллективный же характер большинства выполнявшихся тогда работ (даже при условии того, что эти работы сохранились до наших дней), делает практически невозможным выделить в них авторский почерк и оценить степень личного вклада мастера. О его творческой манере могут дать представление только сохранившиеся подписные произведения.
О некоторых произведениях мастера остались только письменные упоминания. Так, в “Росписи устюжанина Васки Леонтьева Колмогорова святым иконам”, составленной в 1690е гг., назван “образ пресвятыя Троицы, работа Федора Евътифиева, окълад чеканой белой”, принадлежавший, вероятно, одному из храмов Устюга Великого (ОР РНБ. Собрание грамот и актов. Д. 4873) (Белоброва 1974:174).
Род Федора Евтифеева вписан в синодики: Лукиановой пустыни, что в Александровском уезде Владимирской губ. (Косаткин 1906), Коряжемского монастыря на Вычегде (Логвинов 1993:13), Спасского Козьеручского монастыря на Северной Двине в Чухченемской волости (Булкин, Овсянников 1986). (Комашко Н. И.)
Источник: Словарь р<