Отъ Матѳея святое Благовѣствованіе. Глава 25-я.
31. Когда же пріидетъ Сынъ человѣческій во славѣ Своей, и всѣ святые Ангелы съ Нимъ: тогда сядетъ на престолѣ славы Своея;
32. И соберутся предъ Нимъ всѣ народы; и отдѣлитъ ихъ другъ отъ друга, такъ какъ пастырь отдѣляетъ овецъ отъ козловъ;
33. И поставитъ овецъ по правую Свою руку, а козловъ по лѣвую.
34. Тогда скажетъ Царь стоящимъ по правую руку Его: придите, благословенные Отца Моего! наслѣдуйте царство, уготованное вамъ отъ созданія міра.
35. Ибо алкалъ Я, и вы дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы напоили Меня; былъ странникомъ, и вы приняли Меня;
36. Былъ нагъ, и вы одѣли Меня; боленъ былъ, и вы посѣтили Меня; въ темницѣ былъ, и вы пришли ко Мнѣ.
37. Тогда праведники, отвѣтствуя Ему, скажутъ: Господи! когда мы видѣли Тебя алчущимъ, и накормили? или жаждущимъ, и напоили?
38. Когда также мы видѣли Тебя странникомъ, и приняли; или нагимъ и одѣли?
39. Когда также видѣли мы Тебя больнымъ, или въ темницѣ, и посѣтили Тебя?
40. Царь скажетъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ, поелику вы сдѣлали сіе одному изъ сихъ братьевъ Моихъ меньшихъ, то Мнѣ сдѣлали.
41. Тогда скажетъ и стоящимъ по лѣвую руку: подите отъ Меня, проклятые, въ огонь вѣчный, уготованный діаволу и ангеламъ его.
42. Ибо алкалъ Я, и вы не дали Мнѣ ѣсть; жаждалъ, и вы не напоили Меня;
43. Былъ странникомъ, и не приняли Меня; былъ нагъ, и не одѣли Меня; боленъ и въ темницѣ, и не посѣтили Меня.
44. Тогда и они скажутъ Ему въ отвѣтъ: Господи! когда мы видѣли Тебя алчущимъ, или жаждущимъ, или странникомъ, или нагимъ, или больнымъ, или въ темницѣ, и не послужили Тебѣ?
45. Тогда скажетъ Онъ имъ въ отвѣтъ: истинно говорю вамъ, поелику не сдѣлали вы сего одному изъ сихъ меньшихъ, то не сдѣлали Мнѣ.
46. И пойдутъ сіи въ муку вѣчную, а праведники въ жизнь вѣчную.
Отъ Іоанна святое Благовѣствованіе. Глава 5-я
24. Истинно, истинно говорю вамъ, слушающій слово Мое, и вѣрующій пославшему Меня, имѣетъ жизнь вѣчную: и суду не подлежитъ, а перешелъ уже отъ смерти въ жизнь.
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление», — так пророк Божий Даниил повествует нам об исполнении и окончательном торжестве правды Божией на земле.
Эту веру, которая жила в народе Божием ещё с ветхозаветных времен, во всей полноте выразил Сам Господь Иисус Христос, когда пришёл на землю: 25. Истинно, истинно говорю вамъ, наступаетъ время, и настало уже, что мертвые услышатъ гласъ Сына Божія, и, услышавъ, оживутъ. 29. И изыдутъ, творившіе добро, въ воскресеніе жизни; а дѣлавшіе зло, въ воскресеніе осужденія. (Ин. 5, 25, 29).
Так Господь говорил Своим ученикам о Страшном Суде. Но чтобы слушающий Его народ яснее понимал Божественные истины, Спаситель излагал Своё учение в притчах.
День кончины мира и Страшного Суда придёт внезапно. Мёртвые воскреснут и вместе с живыми предстанут пред Господом. Каждый человек должен будет дать ответ Богу о добре и зле, которые он сотворил в течение своей жизни. Поэтому люди всегда должны быть готовы к встрече с Господом.
И чтобы предостеречь людей об опасности беспечной жизни, Господь рассказал им притчу о десяти девах.
По восточному обычаю свадьбы совершались ночью. Жених шёл за невестой в дом её родителей. В лучших своих одеждах, украшенная цветами, невеста ожидала жениха. Получив невесту, жених с торжественной процессией приводил её в специально подготовленное для брачного пиршества помещение.
Свадебную процессию обычно встречали несколько молодых девиц с зажжёнными светильниками. В притче Господь говорит, что десять дев со светильниками в руках ожидали прихода жениха.
Приход жениха мог задержаться. Поэтому девицы должны были иметь в отдельных сосудах запасное масло, если налитое в светильники сгорит до прихода жениха.
Пять мудрых, предусмотрительных дев запаслись маслом. Пять неразумных дев не позаботились взять с собой запасного масла. Их светильники начали угасать. Пока они ходили покупать масло, пришёл жених. Мудрые девы вошли с женихом на брачный пир, и двери брачного чертога затворились.
А неразумные девы, опоздавшие к приходу жениха, стали стучать в дверь, говоря: «Господи! Отвори нам». Он же ответил им: «Истинно говорю вам: не знаю вас».
В этой притче Господь сравнил ожидание Своего Второго Пришествия и Суда Божия с ожиданием брачного пира. Божественный Жених придёт на землю, чтобы ввести Свою Невесту Церковь в Небесный чертог.
Девы, встречающие жениха, — это собрание верующих. Но не все из них обладают мудростью. Некоторые совершенно беспечны в отношении своего спасения. Отсутствие масла в их светильниках означает отсутствие добрых дел. А без добрых дел вера мертва.
Мудрые девы, имеющие запас масла в сосудах, — это истинные христиане, во всякое время готовые встретить своего Спасителя. По слову преподобного Серафима Саровского, в их душах обитает Дух Святой. За веру и добрые дела Господь введёт мудрых дев на брачный пир Сына Своего — в Царствие Небесное.
Продолжая Свою беседу о Страшном Суде над родом человеческим, Господь предложил слушателям притчу о талантах. В ней мы слышим предупреждение о необходимости дать отчёт Богу о полученных от Него дарованиях. Совершил ли что-либо доброе человек с помощью дарований Божиих? Ленивый раб, как и неразумная дева, не войдёт в Царствие Небесное.
Полная же картина Страшного Суда предстала перед мысленным взором слушателей, когда Господь начал говорить о Своём Втором и Славном пришествии с сонмом Святых Ангелов.
Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую.
Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».
Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне».
И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную.
Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.
Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
Евангелие от Матфея (25, 13)
Акафист в память Всеобщего Воскресения и Страшного Суда
Иконография иконы «Страшный суд»
Проповеди:
Беседа о Страшном Суде. Святитель Иоанн (Максимович)
Неделя о Страшном Суде. Протоиерей Николай Гундяев
Неделя о Страшном Суде. Митрополит Антоний (Храповицкий)
О Страшном суде. Митрополит Антоний Сурожский
О Страшном Суде. Неделя мясопустная. Протоиерей Александр Шаргунов
О Страшном Суде. Протоиерей Вячеслав Резников
О Страшном Суде. Святитель Игнатий Брянчанинов
Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Евангелие о Страшном Суде. Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде. Протоиерей Родион Путятин
Слово в Неделю о Страшном Суде Есть ли адские муки? Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Лихие Святки. В эти дни разрешалось то, что было недопустимо в другое время
Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времен.
То, что для всех – Масленица, для Церкви – неделя о Страшном суде, неделя подготовки к Великому посту.
Видео:
Страшный суд
Страшный Суд
Страшный суд, протоиерей Артемий Владимиров
Страсти по Андрею. (Андрей Тарковский). Библейский сюжет
Картины:
Иероним Босх. Семь смертных грехов
Страшный Суд. Картины
«Страшный суд». Художник Павел Рыженко
Страшный Суд. Микеланжело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)
Страшный суд. Джотто
Икона Страшного суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.
Во время Страшного суда все когда-либо существовавшие живые и мертвые будут воскрешены во плоти. Над ними Иисусом будет осуществлен суд, и каждый заслужит приговор сообразно со своими земными делами — либо вечное блаженство в раю, либо вечные муки в аду (Мф.25:1-13, 25:31-33).
Иконография Страшного суда основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях: «Слова» Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, «Жития Василия Нового» и других произведений византийской и древнерусской литературы; в следующий период в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов.
- Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х век).
- Видение пророка Даниила (Дан.10—12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя. Иногда писались еще и другие звери, имеющие аллегорическое значение. Среди последних особенно интересны зайцы, которые, по широко распространенному на Руси представлению, воплощенному в стихах о «Голубиной книге», являлись аллегорическими образами правды (белый заяц) и «кривды» (серый заяц).
- Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины.
Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь.
Православная иконография Страшного суда существует в византийском искусстве c XI—XII веков.
Истоки изображения этого сюжета восходят к IV веку — живописи христианских катакомб. Первоначально Суд изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах. Затем в V—VI формируются отдельные части повествовательного изображения, которые затем к VIII веку в Византии сложутся в законченную композицию.
Изображение этого сюжета включает не только иконопись, но и система росписи православного храма (и в Византии, и на Руси), где он располагается обычно на западной стене. Западная Европа также использовала данный сюжет (например, Микеланджело в Сикстинской капелле). Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет — в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии — сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного cуда в Атенском Сионе (XI в.), в церкви в Икви (XII век), грандиозная композиция Страшного cуда храма в Тимотесубани (1-я четверть XIII в.)
В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании христианским «философом» (православным проповедником) запоны с изображением Страшного суда для проповеди христианства князю Владимиру, что повлияло на будущее крещение самого Владимира и Руси. Изображения Страшного суда были действенным средством, помогавшим к обращению язычников. На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после Крещения.
Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.), затем следуют фрагменты росписи Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира.
Иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков, складывается в конце X — начале XI веков. В XI-ХII веках был создан целый ряд важных образов Страшного cуда. Наиболее известные: росписи церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески Сант Анджело ин Формис, две иконы с изображением Страшного cуда из монастыря святой Екатерины на Синае (XI—XII вв.), две миниатюры Парижского Евангелия, пластина слоновой кости из музея Виктории и Альберта в Лондоне, мозаика базилики Торчелло в Венеции, фрески церкви Мавриотиссы в Кастории, росписи Бачковской костницы в Болгарии и гигантские мозаики пола собора в Отранто (1163 г.), и близкого по времени собора в Трани.
Наиболее раннее известное русское иконописное изображение относится к XV веку (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Н. В. Покровский, исследователь XIX века, указывает, что до XV века русские «Страшные суды» повторяют византийские формы, на XVI—XVII века приходится пик развития этого сюжета в живописи, а концу XVII века, по мнению Покровского, эсхатологические изображения стали писать с меньшим мастерством — особенно в юго-западной России (под воздействием западноевропейских влияний).