Зиновьев Георгий Терентьев
Ученик знаменитого Симона Ушакова, крестьянин Гаврилы Островского, от которого был куплен за 100 рублей.
В 1700 Зиновьев готовил образ Спаса на престол Успенского собора. В собрании графов Строгановых был также Деисус Зиновьева.
31 мая этого года царь Алексей Михайлович “указал… взять в Оружейную палату у Гаврила Петрова сына Островскаго вотчиннаго крестьянскаго сына Георгейка Терентьева, который учился писать иконному художеству Оружейные палаты у жалованнаго иконописца у Симона Ушакова, а ему, Гаврилу, за того его крестьянскаго сына Георгейка указал из своей великаго государя казны из Оружейные палаты 100 руб. денег; а ему, Георгейку, быть в Оружейной палате в иконописцах; а впредь ему Гаврилу до того своего крестьянскаго сына Георгейка и жене его и детем и сродникам дела нет. А иконописец Симон Ушаков сказал, что тот ученик его Георгейка иконное художество святых икон воображение писать искусен и пишет добрым мастерством” (Стлб. № 24 176 г.).
Согласно другому документу, “иконописец Георгий Терентьев по указу великаго государя взят в Оружейную палату для иконного воображения — во 176 году маия в 16 день” (Стлб. № 330 176 г.). […]
Сохранилась икона “Успение”, написанная в 1663 г. С. Ушаковым с учениками Егором и Иваном. Возможно, что Егор — это Георгий Терентьев Зиновьев. В таком случае, это первое произведение мастера и первое известие о нем. (Ред.)
22 июня 1668 г. Зиновьев бил челом о назначении ему жалования, причем указал, что он у государева дела с 16 мая безпрестанно.
Зиновьеву назначено было жалования 12 руб. и кормовых 21 руб. 30 алт. в год. Кроме того, ему выдавалось по 30 четв. ржи и овса в год же.
Летом 1668 г. Георгий Терентьев Зиновьев вместе с Симоном Ушаковым и другими жалованными иконописцами писал деисусы, праздники, пророки, праотцы и местные иконы в церковь св. Григория Неокессарийского на Полянке.
В июле 1668 г. Георгию Терентьеву дано было место для постройки двора близ “государева большого аглинскаго двора” (Оп. 32. № 1493 176 г.) (Успенский 1910). В 1675 г. двор его находился в Белом городе, меж Покровки и Мясницкой улицы, за Ильинскими вороты (Забелин 1894:122).
В июле 1670 г. Зиновьев писал икону влкм. Татьяны, тезоименитого ангела великой княжны Татьяны Михайловны (Стлб. № 449 178 г.).
В росписи Оружейной палаты приказным делам мастерских дел 1670 г., т. е. в распределении работ на этот год, Зиновьеву, в числе других жалованных иконописцев, назначено было “писать иконы и по наряду велено вновь написать 11 образов государские ангелы на кипарисных досках, да веленож написать, по росписи из приказу великаго государя Тайных дел, образ Пресвятыя Богородицы разными чины”.
По такой же росписи мастеровым людям, у которых дел нет, 1671 г., Зиновьеву вместе с товарищами приказано было “писать образы по росписи, которые по наряду велено писать в приказ великаго государя Тайных Дел, да по росписиж образ Похвалы Пречистыя Богородицы с пророки, да особо на разных дсках кондаки и икосы”.
В 1672 г. Георгий Терентьев составлял роспись материалов, необходимых для починки царского стола, покрытого живописью.
В 1673 г. он писал лук золотом по лазоревой кибити (Стлб. № 377 181 г.) (Успенский 1910:81–82).
20 июня 1673 г. жалованные иконописцы, в том числе Георгий Зиновьев, просили об освобождении их в летнее время в ночных и дневных караулах, касательно объезда от огня (Забелин 1894:115). В том же 1673 г. вместе с Симоном Ушаковым, Никитой Павловцем, Федором Козловым, Андреем Ильиным и Иваном Филатьевым Георгий Зиновьев писал иконы для праздничного чина церкви Покрова в подмосковном с. Братцеве, построенной в 1672 г. боярином Богданом Матвеевичем Хитрово (см. список сохранившихся произведений).
В декабре 1674 г. вместе с Зубовым, Ильиным и Рожковым писал он “к празднику к Богоявленьеву дню на Иердань на забранные углы апостолов Матвея, Марка, Луки и Иоанна Богослова на цках с оба лица” (Стлб. № 161 183 г.). […] (Успенский 1910).
В 1676 г. написал икону Спас Вседержитель, которая находилась в СпасоПреображенском соборе Нижнего Новгорода при столпе в киоте. На ней была надпись: “Лета 7184 писал сей образ зограф Георгий Терентьев сын Зиновьев” (Опись Нижегородского СпасоПреображенского собора // ЦГИА. Ф. 834. Оп. 3. Ед. хр. 2827. Л. 29). (К. Н.)
В 1676 г. был у починки стенного письма в церкви Спаса Нерукотворенного образа, во дворце (Оп. 23. № 901).
В 1678 г. Георгий Зиновьев получал в год по 33 руб. 30 алт. (Стлб. 187 г. № 90).
18 августа 1679 г. к Георгию Терентьеву поступил в ученики Семен Анфилофьев (Стлб. 188 г. № 4).
В том же году Зиновьев был у стенного письма в церкви Спаса Нерукотворенного образа, что у великого государя в Верху (Оп. 34. № 962. Л. 406об). […]
В иконостасе церкви Иоанна Предтечи в СтароКонюшенном переулке в Москве в ряду местных икон есть икона Богоматери Милостивой. По сторонам нимба Богоматери надпись: “ИПОРТАЛИТИСА ТОНИВИРОН”, “МР.ФУ”, “ИЕЛЕУСА”, “Милостивая”. […] В низу иконы подпись: “186 году писал образ зограф Георгий Терентьев сын Зиновьев с учеником Евфимом”. [См. список сохранившихся произведений, № 10. — Ред.]
В иконостасе той же церкви, в ряду местных икон, есть икона преп. Сергия […]. В низу иконы надпись: “Лета 7199 году сентября в… зачат… писать се образ, а совершен тогож году октября в 5 день”. [См. список приписываемых произведений, № 5. — Ред.] Возможно, что эта икона писана Зиновьевым; по крайней мере письмо на ней весьма подходит к характеру письма Зиновьва (Успенский 1910).
В 1681 г. Георгий Зиновьев написал две местные иконы для иконостаса собора Рождества Богородицы Суздаля: Архиерей Великий прошедши небеса и Петр и Павел [см. список сохранившихся произведений, № 13 и 14. — Ред.]. В том же году вместе с учениками написал икону “Спас Нерукотворный” которая находилась в церкви Введения во Храм на
Уздрене (Уздренская Введенская пустынь) (Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895:76).
В 1682 г. Георгий Терентьев “послан был в малороссийские города в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра к гетману к Ивану Самойловичу для письма святых икон”. Здесь Зиновьев пробыл более полугода. […] 9 марта 1683 г. Зиновьев “из приказа Малыя России прислан в Оружейную палату по прежнему”.
По своему возвращению в Палату, Зиновьев здесь заявил, между прочим, о своих прежних работах следующее: “В прошлом во 176 году писал он с жалованными иконописцы Симоном Ушаковым с товарыщи в новопостроенную церковь, что за Москвою рекою, Григория Неокассарийскаго деисусы, праздники, пророки и местныя иконы на дворе стольника и полковника Артемона Матвеева; и им давано его великаго государя жалованья сверх годового денежного и хлебного жалованья и поденнаго денежнаго корму по 6 алтын по 4 деньги из приказу Тайных Дел. А в прошлом во 186 году писали иконописцы Федор Евтихиев, Сергей Рожков Евангелие в лицах к великому государю вверх в церковь Спаса Нерукотвереннаго образа; и им давано от того письма из Посольскаго приказу по 4 алтына в день” (Стлб. 191 г. № 768).
В 1684 г. Георгий Терентьев Зиновьев составляет “роспись” материалов, необходимых для реставрации икон и стенописи в Вознесенской церкви с. Коломенского (Стлб. 192 г. № 773).
20 октября того же года боярин и оружейничий Петр Васильевич Большой Шереметев приказал Егору Терентьеву написать в хоромы к царевне Марии Алексеевне на липовой цке (12 вер. Ѕ 9 1/2 вер.) икону “Пресвятыя Богородицы Страстныя тем же подобием, каков писан образ к ней же государыне в хоромы во 192м году июля в 9м числе” (Стлб. 193 г. № 30 и 170).
Зиновьев же писал с учеником Семеном Анфилофьевым иконы “благовернаго князя Петра, мученицы Февронии — муромских, мученицы Февронии” (Стлб. 193 г. № 985). […]
В конце 1684 г. Егор Терентьев “писал вместе с Тимофеем Резанцем образ Спасов в хоромы к царице Наталье Кирилловне” (Стлб. 193 г. № 297).
В конце марта 1685 г. он писал “образ знамения Пресвятыя Богородицы, апостола Петра, мученицы Натальи” в хоромы к царю Петру Алексеевичу (Стлб. № 618 193 г.). 28 апреля 1686 г. цари Иоанн и Петр Алексеевичи приказали “послать к Меретинскому царю Арчилу Вахтаньевичу для иконного письма иконописца доброго” — Георгия Зиновьева “из Приказу Оружейной палаты и быти ему у него, царя Арчила, до их великих государей указу, и для того прислать его в государственный посольский приказ” (Стлб. 194 г. № 616).
“Лета 7195 (1686) декабря в 28 день, — читаем мы в одном архивном документе, — по указу великих царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и великия государыни благоверныя царевны и великия княжны Софии Алексеевны, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев, боярину и оружейничему Петру Васильевичу Большому Шереметьеву с товарищи великие государи… указали — по письму и прошению святейшаго Дионисия, Константинопольскаго патриарха, написать четыре иконы добрым мастерством, а не живописным — образ Пресвятыя Богородицы, образ пророка и Предтечи — Крестителя Господня Иоанна, образ трех святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, образ святого Николая Чудотворца, и по сторонам — по образцам и по подписи на тех образцах, каковы к ним великиким государям тот Константинопольский патриарх прислал с подъячим Никитою Алексеевым. И из Государственнаго Посольскаго приказу те образцы посланы в Оружейную палату с сим их великих государей указом; а написав те иконы и образцы для посылки в Царьград к нему патриарху прислал из Оружейныя палаты в Государственный посольский приказ царственныя большия печати и государственных великих посольских дел ко оберегателю к ближнему боярину и наместнику новгородскому ко князу Василью Васильевичу да к боярину ко князю Алексею Васильевичу Голицыну с товарищи”. “Мерою те иконы в вышину по 2 аршина, в ширину по 1 аршину по 2 вершка, всего четыре иконы”. Написаны были эти иконы в январе 1687 г. иконописцем Георгием Терентьевым Зиновьевым “с товарищи” (Стлб. 195 г. № 324) (Успенский 1910).
Сохранилась записка без даты о том, что Егор Терентьев и еще 6 мастеров и учеников написали 7 икон в Донской монастырь в Москве: “Иконописцем на иконное письмо в монастырь Пречистые Богородицы Донские дано: Егору Терентьеву, Федору Нянину, Спиридону Григорьеву, Тимофею Резанцеву, учеником: Семену Анфилофьеву, Ивану Аникиеву, Михаилу Матвееву, всего 7 человеком дано по 5 рублей человеку, итого 35 руб. Им же вобче на 7 икон по 3 золотых, итого 21 золотой; да за передел тех золотых 4 рубли 6 алтын 4 денги; да на серебро 12 алтын, да на краски с припасы 11 руб. 24 алт.; сего им денег дано 51 руб. 9 алт. 2 ден., да 21 золотой; да левкащику от левкашения 7 иконных дерев 2 рубли 3 алтына 2 денги”.
И. Е. Забелин предполагает, что речь идет о написании в 1680 г. местных и деисусных икон в старую церковь монастыря (Забелин 1893:154). Указывается и другая дата этой работы — 1692 г. (Токмаков 1889). На самом деле речь идет о работе для нового собора Донского монастыря, работы по украшению которого начались за счет казны в период правления царевны Софьи по указу от 8 июня 1688 г. В июле 1689 г. работы были остановлены и возобновились только в 1692 г. уже за счет монастыря и частных вкладчиков (РГАДА. Ф. 125. Д. 13. Л. 7, 8; Д. 46. Л. 2, 2об; Д. 48. Л. 2, 3; Ф. 137. Д. 251. Л. 49; Ф. 141. Д. 154. Л. 2–4; Д. 255. Л. 3–5, 8, 9, 32; Ф. 396. Оп. 1. Ч. 15. Д. 25243. Л. 2) (Налетов 1985:67). Именно к этой работе относится запись: “Иконописцам Егору Терентьеву с товарищи на золочение 7 икон дан 21 золотой, да на краски с припасы и за передел золотых и от письма икон в зачет дано 51 рубль 9 алтын 2 деньги” (Токмаков 1889:21–22). Ранее ее относили к работам в церкви Иоасафа царевича или в церкви Преображения во дворце (Там же).
Одновременно, с 7 мая по 1 октября 1688 г., Георгий Зиновьев с товарищами писал иконы в церковь Иоасафа царевича в Измайлове. Работали все дни, кроме воскресений, всего 126 дней. В частности, ими были написаны иконы: Царь царем и Иоасаф и Варлаам (Токмаков 1889:21–22). Из другого документа следует, что руководителем работ был Михаил Милютин (см.) (Токмаков 1889:10, 21–22).
В июле и августе 1688 г. Зиновьев вместе с другими жалованными иконописцами (в росписи иконописцев стоит на 1м месте) и иконописными учениками “починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери” (Стлб. 196 г. № 627).
[Таким образом, из приведенных документов следует, что одни и те же иконописцы летом 1688 г. напряженно трудились сразу на трех объектах! Вероятно, здесь какаято путаница в датах. — Ред.]
В 1688–1689 гг. Зиновьев “погорел и раззорился без остатку”. Ему дали из Оружейной палаты 10 руб. “на пожарное разоренье” (Стлб. 197 г. № 273) (Успенский 1910).
С 20 января 1690 г. у Георгия Зиновьева учился Алексей и Иван Федоровы Зубовы (см.), сыновья Федора Зубова и будущие граверы. В 1694 г. у него был ученик Георгий Туфанов (см.). (Ред.)
В 1691 г. Зиновьев написал в Петровский монастырь в северную и южную двери архидиаконов Стефана и Евпла. В одном документе от 1693 г. говорится, что Зиновьев был учителем иконописца Николая Соломонова (Вургарова).
В 1697 г. Георгий Терентьев писал “в Уском в каменной церкви соборной — в предтеченском приделе” (Стлб. 206 г. № 411) (Успенский 1910). Какието иконы Георгия Терентьева сохранялись в Узком в начале XX в. (Лицевые святцы 1904).
Около 1698 г. принимал участие в написании иконостаса СпасоПреображенской церкви в Вяземах. Им была написана икона апостолов Павла и Андрея для деисусного ряда, имевшая подпись “Георгий */Зиновьев” (Шереметев 1916). В Нижегородском соборе в начале XX в. мелась его икона “Спас на престоле” (Лицевые святцы 1904). Последняя из известных работ Георгия Зиновьева — запись древней иконы Спаса на престоле, которая была принесена в Москву из Владимира в 1518 г. (см. список сохранившихся произведений, № 16).
Самые последние известия о художнике содержатся в документах 1701–1702 гг., в которых Георгий Зиновьев выступает как поручитель. В апреле 1701 г. поручился за иконописца Петра Федорова Билиндина, который заключил договор на иконописные работы для церкви Воскресения в подмосковной вотчине стольника П. М. Бестужева с. Покровском (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123об). В апреле 1701 г. поручился за иконописца Оружейной палаты Василия Леонтьева и накольщика Книгопечатного двора Ивану Дмитриеву, которые подрядились написать иконы в церковь Похвалы Богородицы у Всехсвятских ворот в Москве (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 156).
В январе 1702 г. поручился за иконописцев Оружейной палаты Якова Рокитина и Якова Михайлова Щелыгина, которые подрядились у стольника И. Н. Тараканова написать иконы в с. Скобычеве Одоевского уезда (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1031. Л. 332об). (Н. М.)