Притча о неверном управителе
В ней рассказано о мошеннике, который, будучи нанятым богатым господином в качестве домоуправителя, обманывал его растратой вверенного имущества. Когда же о воровстве было доложено хозяину, то испугавшись, управитель переписал долговые расписки на имущество розданного людям с большего долга на меньший.
Отъ Луки святое благовѣствованіе. Глава 16-я.
1. Сказалъ же и къ ученикамъ Своимъ: одинъ человѣкъ былъ богатъ и имѣлъ управителя, на котораго донесено было ему, что расточаетъ имѣніе его;
2. и призвавъ его, сказалъ ему: чтó это я слышу о тебѣ? дай отчетъ въ управленіи твоемъ, ибо ты не можешь болѣе управлять.
3. Тогда управитель сказалъ самъ въ себѣ: чтó мнѣ дѣлать, господинъ мой отнимаетъ у меня управленіе домомъ? копать не могу, просить стыжусь;
4. знаю, чтó сдѣлать, чтобы приняли меня въ домы свои, когда отставленъ буду отъ управленія домомъ.
5. И призвавъ должниковъ господина своего, каждаго порознь, сказалъ первому: сколько ты долженъ господину моему?
6. Онъ сказалъ: сто мѣръ масла. И сказалъ ему: возьми твою росписку и садись, скорѣе напиши: пятьдесятъ.
7. Потомъ другому сказалъ: а ты сколько долженъ? Онъ отвѣчалъ: сто мѣръ пшеницы. И сказалъ ему: возьми твою росписку и напиши: восемьдесятъ.
8. И похвалилъ господинъ управителя невѣрнаго, что догадливо поступилъ; ибо сыны вѣка сего догадливѣе сыновъ свѣта въ своемъ родѣ.
9. И Я говорю вамъ: пріобрѣтайте себѣ друзей богатствомъ неправеднымъ, чтобы они, когда обнищаете, приняли васъ въ вѣчныя обители. Богословское толкование
Притча вызывает наибольшее количество вопросов и недоумений. В связи с этим свт. Феофан Затворник писал: «Из всех притчей Спасителя эта, кажется, самая трудная...».
Большинство толкователей видят в богатом господине образ Бога, под вверенным имуществом понимается все то, чем наделил человека Господь, включая как материальные, так и духовные блага, а так же физические возможности, здоровье, таланты и прочие способности которые должно употреблять на богоугодное дело, а не вопреки их назначению. Неправедное богатство – то, что не наше, Божье, присвоенное, ибо только один Господь есть податель жизни и всякой благодати. В пример же поставлено не то, что управитель неправедно распоряжался имуществом, но то с каким усердием он пытался исправить ситуацию, не пренебрегая самой последней возможностью избежать наказания даже тогда, когда развязка была уже очевидна. В духовном смысле таким же образом должен поступать человек, не взирая на тяжесть грехов и даже будучи на смертном одре не терять надежду на спасение, предпринимая все к тому возможное.
Однако не следует излишне буквально и детально подходить к пониманию каждого образа данного в притче. Свт. Феофилакт Богарский: «Всякая притча прикровенно и образно объясняет сущность какого-нибудь предмета, но не она во всем подобна тому предмету, для объяснения которого берется. Поэтому не должно все части притчи изъяснять до тонкости, но, воспользовавшись предметом, насколько прилично, прочие части нужно опускать без внимания, как прибавленные для целости притчи, а с предметом не имеющие никакого соответствия. Так нужно поступить и с предложенной притчей. Ибо если мы возьмемся до тонкой подробности объяснять все, кто домоправитель, кто приставил его к управлению, кто донес на него, кто должники, почему один должен маслом, а другой - пшеницей, почему говорится, что они должны были по сто, и если все прочее вообще будем исследовать с излишним любопытством, то мы сделаем речь темной, причем, вынужденные затруднениями, может быть, дойдем и до смешных объяснений. Поэтому настоящей притчей должно воспользоваться столько, сколько можно».
Из толкования свт. Феофилакта Болгарского:
Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой с тем, чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Потом научаемся тому, что если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия. Когда же на нас доносят и мы имеем быть отставленными от управления имением, то есть исторгнутыми из здешней жизни, когда именно мы будем давать отчет в управлении после преставления отселе, тогда мы поздно примечаем, что нужно делать, и приобретаем себе друзей богатством неправедным. "Неправедным" называется то "богатство", которое Господь вручил нам для употребления на нужды братьев и сослужителей, а мы удерживаем оное для самих себя. Но поздно мы ощутим, куда нам обратиться, и что в этот день мы не можем ни трудиться, ибо тогда не время делать, ни милостыни просить, ибо неблагоприлично, так как девы просившие (милостыни) названы глупыми (Мф. 25, 8). Что же остается делать? Разделить с братьями это имение, чтобы, когда перейдем отселе, то есть переселимся из здешней жизни, бедные приняли нас в вечные обители...
Из толкования свт. Феофана Затворника:
За что похвален неправедный эконом? Не за правду, а за то, что умудрился выпутаться из стеснительных обстоятельств, в какие попал... Так ухитряйтесь и вы отвратить главную беду, грозящую вам. Какую беду? Ту, что ведь вы грешны, а за грехи что ожидает вас? Осуждение и такое состояние, в коем вы будете бедственнее всякого бедствующего. Вы находитесь теперь совершенно в таком же положении, в каком тот управитель... Мудрость правителя в чем состояла? В том, что он умудрился обеспечить свое будущее. Умудритесь и вы то же сделать. Как? Чрез благотворение и милостыню. Облегчайте участь нуждающихся, – и это спасет вас...