Искушение Христа диаволом в пустыне
Искушение Христа (лат. Vade retro, Satana — «отойди от меня, сатана») — описанное в Новом Завете искушение дьяволом Иисуса Христа во время его сорокадневного поста в пустыне, куда он удалился после своего крещения. В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им дьявола — как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.Евангелие от Матфея.
Глава IV.
1. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
2. и постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
3. И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
4. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Второзак. 8, 3).
5. Потом берет Его диавол в святый город и поставляет Его на крыле храма,
6. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам своим заповедает ο Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься ο камень ногою Твоею (Псал. 90, 11—12).
7. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего (Второзак. 6, 16).
8. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира в славу их,
9. и говорит Ему: все это дам Тебе, если падши поклонишься мне.
10. Тогда Иисус говорит ему отойди от Меня, сатана; ибо на писано: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи (Второзак. 6, 13).
11. Тогда оставляет Его диавол, и — се, Ангелы приступили и служили Ему.
Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа и о последующем его искушении дьяволом имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна. При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей: «был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк.1:13).
Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека.
Искушение
Голодом Слова сатаны : "если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами" (Мф.4:3)
Ответы Христа: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4)
Гордыней Слова сатаны : «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6)
Ответы Христа: «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7)
Верой Слова сатаны : «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4:6-7) Ответы Христа: «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8)
После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и сё, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).
В прочих книгах Нового Завета об искушении упоминает апостол Павел в своём Послании к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). В том же послании апостол пишет: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушён во всём, кроме греха» (Евр.4:15).
В отличие от других евангельских историй, получивших своё отражение в апокрифической литературе, которая добавила к ним много подробностей, история искушения Христа в апокрифах не раскрывается. О нём лишь кратко упомянуто в Евангелии от Никодима в диалоге дьявола и ада перед сошествием туда Христа: «…что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него»
Следуя Матфею, мы должны разуметь какую-нибудь возвышенную местность сравнительно с тою, где было крещение. В пустыню. Неизвестно, какая пустыня здесь разумеется. Мы видели, что Иоанн проповедывал в пустыне Иудейской (III, 1), и под этим словом нельзя разуметь пустыня в собственном смысле (в роде, напр. Сахары), но — местность, хотя и мало, но населенную и не лишенную совсем всякой растительности. Говоря об отведении Христа, евангелисты ο пустыне Иудейской не упоминают. В виду такой неопределенности некоторые экзегеты разумеют здесь ту пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет. К такому предположению приводят несомненныя параллели, существующия между странствованием евреев по пустыне и обстоятельствами искушения, и именно следующия: 1) переход евреев чрез Иордан и крещение Иисуса Христа; 2) голод в пустыне и голод Иисуса Христа; 3) испытания евреев в пустыне, которыя клонились к нравственному их очищению и возвышению — и искушение Христа диаволом; 4) утоление голода евреев манной и искушение превратить камни в хлебы для утоления голода; 5) медный змей и крест Спасителя, и именно в зависимости от пребывания в пустыне. Однако против мнения, что Христос был на Синайском полуострове, можно возразить, что евангелисты вероятно упомянули бы об этом факте, если бы это было так. Показание Марка, что Спаситель немедленно отведен был в пустыню и что там, вероятно, также немедленно, начался Его сорокодневный пост, служит, хотя и отчасти, подтверждением, что эти события произошли в ближайшие и неотдаленные один от другого промежутки времени, между тем как на одно путешествие на Синай потребовалось бы по крайней мере три дня (Илия шел туда сорок дней и сорок ночей 3 Цар. XIII 8). Предполагают, что местом искушения было какое-нибудь уединенное и возвышенное место по близости от места крещения Иоанна. Слово «Духом» неясно. В греческом оно употреблено с членом. Можно разуметь здесь и Духа Святаго и собственный дух Христа. В первом случае выражение означало бы, что Иисус Христос возведен был в пустыню некоторою постороннею силою, именно силою Св. Духа; во втором — что Он удалился в пустыню вследствие внутренних требований Своего собственнаго духа, по собственному желанию или влечению. Выражение у Марка также двусмысленно. У Луки более определенно: πλήρης πνεύματος ἀγίου, исполненный Духа Святаго и (букв.) «в этом Духе» возведен был… Поэтому, мы должны отнести возведение в пустыню к посторонней (это выражение, конечно, неточно) силе Духа Святаго; потому что хотя и собственный дух Христа был свят, однако сближение с обстоятельствами крещения дает право утверждать, что Христос возведен был Духом Святым, который сошел на Него в виде голубя. — Для искушения от дьявола: Самая возможность искушения основывается на том, что человек может совершить какой нибудь грех. Повидимому искушение Иисуса Христа было бы напрасно, если бы Он не грешил и прежде искушения, и не мог допустить никакого греха во время искушения. Если верно, что Он Сам разсказал ученикам ο Своем искушении и ученики верно передали Его слова, то возникает вопрос: говоря ο Своем искушении, Сам Он предполагал ли в Себе возможность греха и падения? Вопросы эти представляют одну из глубочайших богословских проблем. Принимая церковное учение,что Христос был безгрешен и не только безгрешен, но и не мог согрешить (см. Прав. Догмат. Богосл. Митроп. Макария, Спб. 1868, т. II, стр. 79), мы и оставляем дело в этом виде, и ограничимся исключительно только небольшим анализом употребленных в Евангелии выражений и отчасти самых фактов искушения. — Выражение: для искушения — указывает на цель, с которою Иисус Христос был возведен Духом в пустыню, и при том цель особенную, исключительную. Он возведен был и удалился в пустыню исключительно для этой цели. Если бы имелась в виду какая нибудь иная цель, то евангелисты, конечно, сказали бы об этом. — Мы видели, что, приняв крещение, Христос принял на Себя зрак раба. Это был величайший подвиг в истории человечества. Затем Он отводится в пустыню и подвергается искушению, не как Бог, не просто как человек, а как человек-раб, добровольно принимающий на Себя обязанности рабскаго служения человечеству, чтобы чрез это служение господствовать над людьми. Здесь связь искушения с предшествовавшим ему событием, крещением. Как раб-Израиль, вышедший из Египта, искушен был в пустыне, так и Христос, пройдя чрез воды крещения (которыя соответствуют водам Чермнаго моря) подвергается такому же искушению. — Слово диавол означает буквально: тот, который разбрасывает, сильно разделяет один предмет от другого или одних людей от других. В этом смысле употреблено это слово напр. у Ксенофонта в начале его Анавасиса: Тиссаферн разбрасывает (так почти буквально) Кира и его брата, внушая Киру, будто брат его злоумышляет против него (I, 1). Таким образом слово диавол означает вообще такую личность, которая производит раздор, разделение, смуту в мышлении и чувствах; так как это делается преимущественно при помощи клеветы или обольщений, то отсюда обычное (хотя и переносное) значение слова диавол — клеветник или обольститель. Отсюда в переносном же значении еще противник, враг. Диавол является врагом людей, потому что разрывает связь (как бы разбрасывает, разъединяет) их между Богом и человеком (Кремер). В Новом Завете диавол вообще не различается от сатаны, за исключением нескольких случаев (Апок. XII, 9; XX, 2), где оба слова помещаются рядом и очевидно служат только разными названиями одного и того же «древняго змия».
Сатана — слово еврейское и значит противник. В нов. завете слово прилагается иногда к людям (Мф. XVI, 23; Марк VIII, 33). Но в других случаях оно всегда означает «древняго змия», диавола, безплотнаго духа, который противодействует Богу и производит зло в мире.