Описание:
Омовение ног ученикам
X в., Египет, Монастырь Св. Екатерины на Синае
25,6 х 25,9 см, дерево, темпера
В верхней части сцены размещена большая греческая надпись "О NIПТНР" ("Омовение"), указывающая, что изображено евангельское событие, когда Христос в начале Тайной вечери омыл ноги Своим ученикам и завещал им этот обряд как знак преемственности служения: "Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам" (Ин. XIII, 3-17). В центре иконы показан Христос, протягивающий руки к ногам апостола Петра, который представлен на золотом сидении, опустившем ноги в огромную золотую чашу. Омовение ног вспоминается Церковью на Страстной Седмице в важнейшей службе Великого Четверга. Оно неразрывно связано с Тайной Вечерей, установившей Евхаристию, и с этой точки зрения имеет литургический смысл очищения от грехов и приготовления к таинству. Согласно древнейшим византийским уставам, в Великий Четверг патриарх, архиереи, игумены монастырей совершали в своих храмах омовение ног, выражая высшее смирение и подражая Христу. Как правило, этот чин имел место в северной части нартекса, где часто располагалось монументальное изображение "Омовения ног". Христос облачен в хитон пурпурного цвета, указывавшего на Его царское достоинство, а также, в согласии с евангельским рассказом, опоясан синей тканью-полотенцем для отирания ног. Интересной деталью одеяний Христа является узкий белый плат у пояса, украшенный крестообразными орнаментами и параллельными полосами. Это так называемый эпигонатий - элемент одеяний епископа, сдержанно напоминающий о литургическом смысле изображаемого и роли Христа как первосвященника. В данном контексте может быть лучше понят и жест апостола Петра, дотрагивающегося правой рукой до своей макушки. Возможно, это не просто иллюстрация евангельских слов верховного апостола, призвавшего Христа омыть ему также и голову (Ин. XIII, 9), но и указание на преемственность священнического служения. Не случайно, цветные одежды, особое золото нимба, сидения и чаши ясно отделяют Христа и святого Петра от группы из десяти апостолов в белых одеяниях на втором плане. Наиболее оригинальной иконографической особенностью синайской сцены являются архитектурные мотивы - невысокая стенка на переднем плане и изображение узкого портала за спиной Христа. Архитектура создает сакральное пространство города-храма, в котором происходит изображенное действо. Башнеобразные формы богато украшенного высокого портала, включающего элементы дворца и церкви, в сочетании с изображением городской стены создавали яркий образ Небесного Иерусалима, который акцентировал мысль о вневременном, вечно литургическом характере евангельского события, обретавшего мистическую реальность в ежегодных богослужениях Великого Четверга.
Размер оригинального файла:
188,13 KB (911 x 906 px)
Комментарии к фото
Комментариев к фото ещё нет. Оставьте первый отзыв!